ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: история разного рода коммуникаций - интегрированные устройства, протоколы передачи данных, радио. Развитие и перспективы

Коммуникации | Радио. Назначение и классификация



Назначение радиоприёмных устройств



В середине ХХ века радиоприёмные устройства уже широко применялись как для приёма сообщений (радиосвязь), так и для приёма специальных сигналов – радионавигационных, радиолокационных, сигналов управления механизмами (радиотелемеханика) и др.

В соответствии с основными видами радиосвязи радиоприёмные устройства предназначаются для приёма сигналов:

- радиотелеграфных (приём слов и цифр условными знаками);
- радиотелефонных (приём разговорной речи);
- звукового радиовещания (приём речи и музыки);
- радиофототелеграфных (приём неподвижных чёрно-белых и полутеневых изображений);
- радиотелевизионных (приём движущихся изображений и кинокартин).

Очень часто радиоприёмники строятся так, что они позволяют производить приём различных сигналов. Так, например, самолётные радиоприёмники обычно конструировались для приёма радиотелефонных сигналов и радиотелеграфных сигналов на слух.

На самолётах и кораблях радиоприёмники применяются не только для связи, но и для решения ряда важных навигационных задач:

- указания направления полёта самолёта на определённую цель;
- определения местонахождения самолёта или корабля;
- привода самолёта на аэродром или корабля на базу;
- посадки самолёта по приборам и др.
Значительная часть этих задач разрешается при помощи радиопеленгаторов, т.е. радиоприёмных устройств, предназначенных для определения направления, вдоль которого распространяются электромагнитные волны. Радиопеленгаторы с успехом использовались уже в первой мировой войне 1914-1918 годов. Ещё более широкое применение радиопеленгаторы получили во второй мировой войне. Самолёты середины XX века уже снабжались визуальными радиопеленгаторами, при помощи которых направление распространения электромагнитных волн определяется не на слух, а визуально. Широкое распространение получили автоматические визуальные радиопеленгаторы, называемые радиокомпасами. Они позволяют вести самолёт по установленному курсу, приводить самолёт на аэродром, определять его местонахождение.

Во время второй мировой войны широкое распространение получила радиолокация. Радиолокационные установки, существенными элементами которых являются радиоприёмные устройства, позволили разрешить много важных в военном отношении задач на земле, на море и воздухе. Так, например, при помощи радиолокации возможно: определения расстояния до какого-либо объекта (самолёта или корабля противника); определение координат различных объектов противника и прицельная стрельба по ним в условиях полного отсутствия их видимости; бомбометание с самолёта по невидимым целям; точное определение высоты самолёта над землёй или водной поверхностью; радиовидение с самолёта; опознавание различных удалённых объектов (самолётов, кораблей и т.д.) т.е. определение их принадлежности к «своим» и «чужим» и т.п.

Классификация радиоприёмных устройств



Разнообразные типы радиоприёмников, применяемых в настоящее время, можно разделить на две группы: профессиональные и радиовещательные. Первые предназначены для использования на линиях связи и для разрешения различных навигационных, локационных задач, телемеханических и других специальных задач. Вторые служат для приёма звуковых и телевизионных программ, передаваемых через радиовещательные станции.

Профессиональные радиоприёмники можно классифицировать , руководствуясь различными признаками, к числу которых следует отнести: род работы, характер модуляции приходящих сигналов, диапазон волн, место установки радиоприёмника, протяжённость линии связи, систему его электропитания, особенности схемы радиоприёмника и т.д.

По роду работы различают радиотелеграфные, радиотелефонные, телевизионные радиолокационные и радионавигационные приёмники, а также приёмники неподвижных изображений, сигналов радиотелеуправления и т.д. Каждый из этих видов приёмников можно классифицировать и далее, уточняя род работы. Так, например, радиотелеграфные приёмники могут быть разделены на приёмники для слухового, пишущего и буквопечатающего приёма.

По характеру модуляции приходящих сигналов различают приёмники, предназначенные для приёма сигналов с амплитудной и частотной модуляцией, временной импульсной модуляцией, кодовой импульсной модуляцией, однополосной амплитудной модуляцией, различными видами комбинированной модуляции, многоканальной модуляцией и т.д. В настоящее время, помимо обычной амплитудной модуляции, широко применяются и другие виды модуляции, например, частотная, импульсная, кодовая и т.д.

По диапазону волн приходящих сигналов приёмники могут быть разделены на длинноволновые, средневолновые, коротковолновые и ультракоротковолновые. Последние разделяются на приёмники метровых, дециметровых и сантиметровых волн. На практике часто применяются приёмники с комбинированным диапазоном волн, охватывающим несколько перечисленных выше диапазонов.

По месту установки различают: самолётные, корабельные, танковые, автомобильные, стационарные и переносные радиоприёмники. В свою очередь самолётные радиоприёмники различаются по типу самолётов , так как тактико-технические требования, предъявляемые к радиоприёмникам, устанавливаемым на самолётах различных классов, отличаются между собой. Так, например, приёмники для самолётов-истребителей должны быть значительно проще в управлении, чем для самолётов-бомбардировщиков, но приёмники бомбардировщиков должны обеспечивать бесперебойную связь на больших расстояниях, чем приёмники истребителей.

По протяжённости линий связи различают приёмники для магистральной связи и для связи на средние и малые расстояния. Первые предназначены для работы на таких линиях, как Москва-Хабаровск, Москва-Владивосток и др. В 1950-х такие приёмники являлись стационарными и устанавливались на специальных приёмных радиостанциях. Они были сложны и громоздки, но обеспечивали надёжную радиотелеграфную и радиотелефонную связь между двумя любыми точками земного шара. По мере развития технологий размеры уменьшались, сложность и возможности, напротив, увеличивались. Вторые предназначены для работы на линиях связи, имеющих среднюю и малую протяжённость. Они используются для связи самолётов между собой и с аэродромом, для связи кораблей между собой и с берегом, для связи между двумя наземными пунктами и т.д.

По системам электропитания различают приёмники, питаемые от сети постоянного тока, сети переменного тока, аккумуляторов, батарей сухих элементов и т.д. Самолётные приёмники в большинстве случаев питаются от низковольтной бортовой сети самолёта. Питания накала ламп таких приёмников, обычно производится непосредственно от бортовой сети, а питание анодных цепей – от вторичной обмотки умформера, дающей высокое напряжение. Автомобильные приёмники обычно питаются от стартёрной аккумуляторной батареи низкого напряжения через вибропреобразователь.

По особенностям схемы различают приёмники: прямого усиления, регенеративные, суперрегенеративные и супергетеродинные с одинарным и двойным преобразованием частоты.

Подавляющее большинство приёмников середины ХХ века – многоламповые супергетеродины. Для нормальной их эксплуатации необходимо было знать происходящие в них сложные и разнообразные физические явления.

© greenmile

По материалам:
Сифоров В.И. Радиоприёмные устройства. 5-е изд., переработанное. – М: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1954. – 804 с.

В начало


Коммуникации | Радио. Назначение и классификация



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика