ЭВМHISTORY
Статьи. Обзоры. Истории
ЭВМHISTORY: мир игр. Игровые автоматы, аркады, приставки, консоли, портативные игровые устройства, симуляторы, эмуляторы, игры

Игровые приставки | Солитёр



solitaire, солитёр, солитер, игра

Идея однопользовательской карточной игры, идеальной для убивания времени в долгих путешествиях в конном экипаже или в вагоне поезда, впервые распространилась по Европе, а потом и всему миру в девятнадцатом веке. Игра «Солитер» или «Пасьянс», как она больше известна в Британии, на самом деле является набором из нескольких разных игр, в которых используется колода обычных игральных карт. Также в качестве обобщающего названия используется Klondike («Косынка») — самый популярный вид пасьянса.

Klondike Solitaire, как и многие другие варианты, имел множество качеств, которые были делали его привлекательным для компьютерной адаптации под платформу, сильно ограничивающую амбиции программиста. Игра в пасьянс больше походит на головоломку, чем на настоящую игру, но в данном контексте это даже хорошо: то, что она действительно однопользовательская, позволяет программисту совершенно не беспокоиться об искусственном интеллекте. Кроме того, её правила просты, а игровые карты легко отрисовать даже при самой примитивной компьютерной графике. Поэтому неудивительно, что пасьянс стал ещё одним любимцем разработчиков игр под первые микрокомпьютеры.

Именно по этим причинам студент университета Вес Черри, работавший летом 1988 года в Microsoft интерном, решил создать версию пасьянса Klondike, похожую на ту, в которую он много играл на Macintosh. (Да, даже когда дело касается игр, написанных интернами Microsoft, Windows никак не может избежать тени Macintosh.) По словам самого Черри, в коде написанной им игры не было «ничего выдающегося»; она не была ни лучше, ни хуже тысяч других компьютерных пасьянсов. В конце концов, как вообще можно создать уникальный пасьянс? Он или работает, или нет. К счастью, у Черри он работал, и даже был дополнен набором милых карточных рубашек, нарисованных его девушкой Лесли Кой. Когда ему задали вопрос о самом сложном при написании игры аспекте, Черри сказал, что это был ставший вскоре знаковым каскад из карт после победы: «Мне приходилось идти на всяческие хитрости, чтобы этот завершающий каскад был как можно быстрее». (Вот хороший пример того, почему большинство программистов игр относилось к Windows с таким пренебрежением) В конце летней интернатуры он выложил пасьянс на сервер, где лежало множество игр и других небольших экспериментов, созданных программистами Microsoft в процессе изучения работы Windows, и вернулся в университет.

Несколько месяцев спустя какой-то неизвестный менеджер Microsoft просматривал содержимое того же сервера и обнаружил пасьянс Черри. Похоже, что Microsoft запоздало начала искать новую, более интересную, чем Reversi игру, чтобы включить её в Windows 3.0, которую компания хотела рекламировать таким серьёзным потребителям, как бизнесмены. Теперь руководство решило, что такой игрой должен стать пасьянс. Поэтому они провели тестирование и вытащили Черри из его общежития, чтобы он в обмен на новый компьютер исправил найденные ошибки. Тем временем Сьюзан Кэр, знаменитый дизайнер внешнего вида MacOS, которая теперь работала в Microsoft, немного усовершенствовала карточные рубашки Лесли Кой.

Поэтому в момент выпуска Windows 3.0 в мае 1990 года в комплекте с ней поставлялся Solitaire. По словам представителей Microsoft, игра предназначалась для того, чтобы в игровой форме обучить людей пользованию GUI, но это объяснение всегда казалось сомнительным. Факт заключался в том, что рынок вычислительной техники менялся, машины снова в больших количествах появлялись в домах, и добавление забавной игры в серьёзную операционную систему больше не казалось каким-то клеймом. И огромное количество людей действительно начнёт считать Solitaire более чем достойным развлечением.

Охват, который со временем приобрела Windows Solitaire, и в большей степени сохраняет и сейчас, сложно переоценить. (В 2006 году игра была полностью переписана для Windows Vista. Предположительно, к тому времени из программы исчезли последние оставшиеся следы исходного кода Веса Черри. Начиная с выпущенной в 2012 году Windows 8 игра Klondike Solitaire больше не является стандартной частью пакета установки Windows — более чем двадцатилетняя традиция прервалась. Возможно, вследствие протеста пользователей, в выпущенном в 2015 году релизе Windows 10 появилась Microsoft Solitaire Collection с поддержкой рекламы.) Сама Microsoft вскоре назвала пасьянс «самым используемым» приложением Windows, одной левой побеждающей таких конкурентов-тяжеловесов, как Word, Excel, Lotus 1-2-3 и WordPerfect. Игра стала основным символом офисной жизни по всему миру, её запускают во время перерывов и простоев в работе. Она всегда свёрнута где-то на фоне, чем приводит в уныние назойливых менеджеров среднего звена. Статья в Washington Post 1994 года наполовину шутя задавала вопрос — станет ли пасьянс Windows Solitaire зерном, всходы которого приведут к краху американского капитализма?

«Да, верно», — рассказывает управляющий крупнейшей региональной электронной доски объявлений MetaNet Фрэнк Бёрнс. «Мы привыкли, что офисах экраны мониторов развёрнуты от стены. Теперь всё наоборот, потому что работники не хотят, чтобы босс видел, как они играют в пасьянс». «Эта эпидемия поглощает целые компании», — говорит Деннис Джей «Гомер» Пайлс, президент Able Bodied Computers из Плейнс, штат Вирджиния. «Я установил на компьютеры водоочистительной установки Уоррентона Windows, и первыми словами клиента при следующей встрече были „Я набрал 2000 очков в пасьянс“».

Бизнес-класс в самолётах напоминает не заседание совета директоров, а зал аркадных автоматов. По словам бортпроводников, серьёзные седоволосые люди в серьёзных серых костюмах берут с собой заполненные электронными таблицами ноутбуки и играют на них в пасьянс, пытаясь побить свой рекорд.

Некоторые компании, например Boeing, обычно удаляют при покупке пасьянс из комплекта Windows, а в некоторых случаях даже требуют, чтобы Microsoft не поставляла им ОС с игрой. Даже PC Magazine наложил запрет на игры в рабочее время. «Наш редактор хотел избавиться от духа студенческого общежития в офисах издания. Рекламодатели, приходя в офис, в первую очередь видели, как весь исследовательский отдел рубится в пасьянс. Впечатление у них оставалось не самое хорошее»
, — сообщает штатный редактор Тин Алдано.

С тех пор такие статьи продолжали появляться на страницах бизнес-изданий. Например, когда в 2006 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг уволил сотрудника за игру в пасьянс на рабочем месте, это создало большую волну в прессе с положительными и отрицательными отзывами. Но суровые меры не были напрасными — представить современный офис без пасьянса так же сложно, как без Microsoft Office.

solitaire, солитёр, солитер, игра

Но нельзя сказать, что феномен пасьянса ограничен только жизнью в офисе. Родители моей жены, пенсионеры, не игравшие за свою жизнь ни в какую другую игру, тратят по нескольку часов в неделю на пасьянс. Финский опрос 2007 года показал, что это любимая игра 36 процентов женщин и 13 процентов мужчин; никакая другая игра не может приблизиться к этим показателям. Пасьянс бесконечно притягателен для определённого типа людей даже в большей степени, чем ещё одна прото-казуальная игра начала 1990-х — Tetris. Но почему так получилось?

Чтобы начать отвечать на этот вопрос, мы можем обратиться к доцифровому прошлому игр. Сборник описаний множества вариантов солитера «Игра в пасьянс для одного или нескольких человек» Уитмора Джонса был впервые опубликован в 1898 году. Удивительно вступление к нему, оно во многом предзнаменовало современные обсуждения Microsoft Solitaire и казуальных игр в целом.

В былые времена, когда мир ещё не жил со скоростями железных дорог, игра в пасьянс рассматривалась довольно презрительно, как безвредное, но пустое развлечение скучающих дам. Его иронически называли «окольным способом перемешивания карт», но постепенно он завоевал себе более высокое место. Сегодня, когда труды и заботы жизни столь увеличились и умножились, становятся всё более ценимыми занятия, достаточно интересные, чтобы поглотить внимание, но не требующие излишнего напряжения мозга, позволяющие таким образом отдохнуть разуму.

Кроме того, что эта цитата иллюстрирует вечные жалобы на ритм современной жизни и ностальгию по старым добрым дням как неотъемлемую часть души человека, она также указывает на основную причину притягательности пасьянса, раскладываемого как на настоящих картах, так и на компьютере: это способ «поглощения внимания без излишнего напряжения мозга». Это идеальная игра для убивания времени в конце рабочего дня, передышка между выполнением двух разных задач или, как в случае родителей моей жены, полуактивное дополнение к досужему просмотру телепрограмм.

Тем не менее пасьянс — это не только привычное занятие даже для тех, кто потратил на него сотни часов; если бы это было так, его притягательность была бы гораздо меньше. На самом деле, он даже не совсем честен. Примерно 20 процентов раскладов приводят к игре, которую невозможно выиграть — по крайней мере, оригинальная компьютерная версия Веса Черри не делает ничего, чтобы защитить игрока от жестокой математической реальности. Тем не менее, всегда есть опция меню «Новая игра», соблазнительный шанс перетасовать карты и попытать удачу в новой комбинации. Поэтому хотя пасьянс по своему определению малоинтересная игра, в то же время в ней нет конца; каким-то образом опция «Новая игра» выглядит одинаково привлекательной и при победе, и при проигрыше. Привлечённые привычной похожестью с аналоговой карточной игрой, в которую играли почти все люди определённого возраста, игроки продолжают играть в неё всю свою жизнь.

Как и в случае с Tetris, здесь можно поспорить, является ли такое количество часов, потраченных на однообразную игру в пасьянс, здоровым с точки зрения психологии поведением. Лично я избегаю её и подобных ей «убийц времени» именно потому, что такая трата времени в дальнейшем приводит к недовольству собой. Но существует и другая точка зрения, например, трогательный комментарий, однажды оставленный пользователем Reddit самому Весу Черри:

Я просто хотел сказать вам, что это единственная игра, в которую я играю. У меня аутизм и я не играю в игры, потому что не могу справиться с обработкой сенсорной информации, но Solitaire — это «моя» игра.

Его окно открыто у меня весь день и ежедневно. Монотонное кликанье очень успокаивает. Оно помогает мне расслабиться и функционировать как обычный человек. Игра сильно повысила качество моей жизни. Я очень рад её существованию. Никогда не думал, что найду того, кого можно за неё поблагодарить, но, возможно, я могу сказать спасибо Вам. *объятия от случайного интернет-незнакомца*


Черри писал Solitaire в офисах Microsoft и в рабочее время, поэтому игра обречена была навсегда оставаться интеллектуальной собственностью компании. Его так никогда и не вознаградили за создание самой популярной компьютерной игры в истории, если не считать бесплатного компьютера. Вес говорит, что это его устраивает. Он уже давно ушёл из компьютерной отрасли, и теперь владеет сидроварней на острове Вашон в заливе Пьюджет.

© Jimmy Maher и PatientZero
Источник: habr.com.


В начало


Игровые приставки | Солитёр



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика